monitoring technologies

Уместить в один текст всю историю IT-мониторинга – миссия, кажется, невыполнимая: даже если не слишком углубляться, информации хватит на пухлую брошюру. Тем не менее, по основным вехам можно пройтись, пусть и очень кратко. Особый интерес представляет не становление каких-то конкретных инструментов и даже не последовательность их появления, а общий ход событий: как же эволюционировал мониторинг вместе с компьютерными системами?

Как это было

Сначала была коммерциализация: ровно в тот момент, когда IT-сервисы вошли в бизнес-среду, стала очевидна важность поддержания их работоспособности. Приложения превратились из пользовательских в корпоративные, и от их надежности уже зависела работа компании. Правда, в начале 90-ых годов, они не отличались многоуровневой сложной архитектурой, и мониторинг осуществлялся фактически визуально – специалист в прямом смысле наблюдал за сервером в центре обработки данных. Все было предельно просто, и единственный вопрос, который стоял перед администраторами, ‒ каким образом можно контролировать состояние сервера и деятельность приложения?

Эволюционный скачок был вопросом времени – мониторинг должен поспевать за развивающейся инфраструктурой. Прожорливые базы данных требовали масштабирования, а немногим позже корпорации, в массе своей, стали обращаться к виртуализации. С одной стороны, это позитивно влияло на отказоустойчивость, надежность и производительность. С другой, появилась необходимость контролировать разные уровни системы, поскольку причиной сбоя в работе приложения могли стать неполадки с прикладным обеспечением, или виртуальной машиной, или программным обеспечением. Требования к мониторингу повысились — основной задачей стало определение слабых мест в системе и усиленное за ними наблюдение. Тогда стали появляться инструменты традиционного мониторинга: популярный по сей день Zabbix начинался как банковский проект и вышел в мир в 2001, созданный специально под Linux Nagios выпустил первую версию в 2002, а первые разработки технического монстра HP начались вообще в восьмидесятых, хотя и не для массового пользователя. По сути, сначала все были сосредоточены на инфраструктуре, и все создаваемые инструменты ориентировались на этот вид мониторинга. Со временем важность контроля работы серверов, конечно, не отпала и даже не отошла на второй план, но компании расширялись, развивались, выходили в онлайн. Требовались принципиально иные новые типы мониторинга: BI для корректной бизнес-отчетности, web для наблюдения за онлайн-площадками, IoT для проверки функциональности. Стоит ли говорить, что сначала такое разнообразие дало возможность выдохнуть, а потом дало новую пищу для размышлений? «Объединяй и автоматизируй!», — под таким девизом стали развиваться системы в дальнейшем. Предшествовала этому простая цепь событий: многослойная архитектура подразумевала контроль за каждым уровнем, количество мониторинговых инструментов в отдельных компаниях увеличивалось, появлялись «слепые зоны», обработка больших объемов разрозненных данных вручную стала невозможной. На первый план вышли зонтичный мониторинг и системы управления событиями. Сегодня можно смело говорить, что обыкновенный сбор и фиксация данных — прошлый век, в прямом смысле. Современный мониторинг консолидирует, фильтрует, анализирует и, что важно, выбирает способ ответного реагирования. И это не просто новый виток развития, а необходимый для работы IT фундамент.

Что день грядущий нам готовит?

Чем меньше людей вынуждены заниматься рутинной работой, которую можно доверить машине, тем лучше и для компании, и для самих специалистов. Роботы управляют событиями, человек управляет роботом — приблизительно такие планы у IT на ближайшее будущее.

Николай Ганюшкин, руководитель ГК «Роспартнер», о футуристическом будущем говорит охотно, затрагивая сразу две обширные темы – приложений в целом и перспектив развития мониторинга в частности:

— Сегодня продвинутой системой считается та, которая собирает данные о состоянии других сервисов и, в случае обнаружения неполадок, принимает решение: отправлять ли сообщение владельцу сервиса? Если сбой не критичен для пользователя, то сообщение об инциденте целесообразно направить только инженеру. Впрочем, это можно уже считать прошлым завоеванием. Новая задача, появившаяся перед IT-индустрией, ‒ полная автоматизация процессов. Если система определила проблему, то почему бы ей самостоятельно ее не решить? Алгоритм действий, выполняемый человеком, может сделать машина.

Если говорить о приложениях в целом, то в ближайшем будущем – скажем, году в 2030 – их не будет в том виде, к которому мы привыкли. Технологии развиваются таким образом, что от работы с конкретными приложениями все переходят к работе в платформах. Они уже сейчас широко распространены – начиная от сервисов для поиска частных водителей, заканчивая громадинами Google и Apple, которые являются своеобразным посредником между mobile developer и пользователем. В итоге мы придем к тому, что безумное количество конечных сервисов будут предлагаться через маркетплейсы.

Так и системы мониторинга будут принадлежать не разработчиками программного обеспечения, а компаниям, которые предоставляют мониторинг. Кроме того, мониторинга в чистом виде не будет – он станет неотъемлемой частью системы. Как ни странно, получится одновременно дезинтеграция и интеграция: с одной стороны, все окажутся связаны и будут предоставлять сервисы, с другой – отдельных инструментов мониторинга не станет.

Как развивались технологии мониторинга последние 20 лет

Продукты и услуги


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/bitrix/ext_www/lk.rospartner.ru/bitrix/templates/rp-site/components/bitrix/news.list/project_detail_products/result_modifier.php on line 5

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/bitrix/ext_www/lk.rospartner.ru/bitrix/templates/rp-site/components/bitrix/news.list/project_detail_products/result_modifier.php on line 5

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы свяжемся с Вами

Вы успешно отправили заявку. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время!
Загрузка...